"Аэлита" из Борисова.

(АРТ 230 БЛ)

При первом же взгляде на форму инструмента у любого, кто знаком с советскими гитарками начинают возникать смутные ассоциации с какой-то другой советской гитарой. При взгляде на расположение звукоснимателей и клавиш их включения и включения фильтров, а так же крутилок темброблока, смутные ассоциации обычно оформляются в восклицание: «Дык, зачем же так «Аэлиту» изуродовали!!!». Но при детальном осмотре гитары приходит понимание что это инструмент вполне заводской сборки и покраски, а не модернизация «Аэлиты» безрукими пионерами.
На самом деле, это забавная гитарка легендарного Белорусского "секретного" завода из города Борисова. Название, как и у всех изделий, закодировано: " Электрогитара соло-ритм модель артикул 230 БЛ" (понимаю что «БЛ» в наше время звучит двусмысленно, но «из песни слова…»). Вообще Борисовский завод был весьма скромен и на свою продукцию наносил названия моделей именно в таком формате: На некплейте - «АРТ … БЛ, Ц … РУБ» , и на бумажке наклеенной на панельку « Устройство управления электрогитарой (ритм-соло) (варианты:«ритм», «соло», «бас»)…» так же, на бумажке часто присутствует дата изготовления. В паспорте обычно дублировалась эта же информация с добавлением картинок и неизменной рекомендации «…в осветительную сеть не включать…». Звучного или романтичного имени своим моделям белорусы не давали. Исключение составляют несколько моделей инструментов с активной электронной начинкой, у них к артикулу и типу добавлено слово «Форманта» на голове грифа и в паспорте, как название гитары, вероятно в честь производителя электроники. К слову, - более гадких чем «Форманты» микшерских пультов и примочек, сделанных в заводских условиях я пока не видел .
Белорусские гитары не отличались особенной изысканностью форм или изяществом. Главным их отличительным признаком является буковый гриф прямоугольного сечения с незначительно закруглёнными с задней стороны углами. Закругление углов запросто могло заканчиваться в р-не 12го лада, и дальше гриф мог быть просто откровенно прямоугольным. Гриф (кроме накладки) был сделан из единого куска бука, что объясняет отсутствие наклона «головы» и её незначительные размеры и скромную форму. Накладка обычно делалась из трудно определяемых пород плодовых деревьев. Не смотря на немалую толщину, гриф обычно прогибался. Анкер был крайне неудобен (с гайкой под плоскую отвёртку) и работал не всегда.
Дека тоже была делана добротной, массивной и неудобной. Никаких анатомических вырезов и скосов не было. Внутри - клееный из кусков деревянный щит, обклеенный двумя кусками фанеры. Деревянная часть АРТ 230 БЛ сделана в строгом соответствии с этими принципами. И если «анфас» сходство с «Аэлитой» полное, то при ближайшем рассмотрении ясно, что «Аэлиту» использовали всего лишь как шаблон для ленточной пилы, и дальше на неё не смотрели :).
Гитара крашена, кажется, полиэфирным лаком, по крайней мере, ни растворители, ни большая часть смывок растворить такое покрытие не могут. Возможно, инструмент предназначался для использования в условиях химической или ядерной войны. Гриф ярко чёрный, дека имеет трёхцветный бёрст, причём самый тёмный цвет находится только на торцах, почти не заходя на плоскости.
С электроникой ситуация близкая. Схема вполне соответствует схеме «Аэлиты», но местами использованы другие детали (скажем, сильно щёлкающие огромные переключатели, керамические конденсаторы и т.п.). Культура сборки увы, несколько уступает Ростовской.
Звукосниматели, вероятно, деланы тоже белорусами. В каждой коробочке лежит весьма кривая катушка, с сопротивлением чуть больше трёх кОм (это при аэлитовской то схеме с таким количеством фильтров !!!!!) и несколько как попало нарезанных кусочков ферритового магнита.
Особенно радует у этой гитары порожек – действительно настоящий винтаж по-советски:
кленовая основа с параллельными пропилами, в которых переставляются маленькие кусочки порожков. Конечно многие известные фирмы (скажем Хоффнер) еще в шестидесятых не брезговали подобным, но конкретно эта гитара сделана в 1980м годе!!!
Кроме того, как и всякая работа, требующая хоть какой-то точности, порожек белорусам удался не совсем. Шутка ли, аж четыре пропила, которые необходимо сделать одинаковыми по глубине, да ещё и параллельными!!!!
Сложно сказать, почему белорусы производили такую неудачную копию с заведомо упрощёнными по отношению к оригиналу частями в те годы, когда и оригинал то уже слегка «морально устарел», СССР – страна загадок.

на главную

Используются технологии uCoz