Мой первый бас

Какие одинаковые грифы - но каие разные судьбы.

Первая гитара сделанная мной б.м. самостоятельно, она же личный рекорд «долгостроя» (заложена в 1993 или 94 том, а «до ума» не доведена толком и сейчас, но лакирована в 2004г). Однажды на моём первом единственном и неповторимом басе «Форманта» с декой в виде скрипочки (дословная копия хоффнера в бялоруском исполнении), наконец, сломался колок с огромной пластмассовой круглой головой, и я отправился в долгие странствия по друзьям и знакомым в поисках достойной замены колку. В итоге колка я не обрёл, но познакомился с настоящим «гитарных дел мастером» Сашей Македонским, который и открыл мне всю правду про мой бас. Обрушившаяся на меня правда была так нова и удивительна и открывала такие новые горизонты, никак не связанные с моим белорусским чудищем, имевшим прогиб безанкерного грифа 15мм и порожек, привинченный мимо мензуры и в сторону сантиметра на два, что я сразу же ринулся искать новый инструмент. Но инструменты, встреченные мной, или стоили как вся моя стипендия за 120 лет обучения или не особо отличались от проклятого «хоффнера». Как-то, сидя у Саши, я пожаловался на безуспешность поиска. К тому моменту мы не то что бы уже подружились, но нашли некоторые возможности для совместного заработка (хотя, как я сейчас понимаю, в этом был определённый элемент меценатства с Сашиной стороны:)) . Я занимался в то время резьбой по кости и мог рисовать эскизы под нехитрую резьбу по дереву, а Саша формально числился столяром при «Крымреставрации» и кроме ремонта и изготовления гитар должен был отрабатывать свою ставку мебелью и церковной утварью, и здесь мои умения иногда были полезны. Так вот, Саша, выслушав меня, полез «в закрома Родины» (так назывался угол мастерской, заваленный всяким деревянным и железным хламом, оставшимся от гитар бывших в ремонте) и извлёк оттуда гриф и корпус от «орфея-скрипки» и гриф от антикварной полуакустической музимки с сильно треснувшей головой. Мне была предоставлена возможность или забрать домой останки «орфея» и своими силами собрать из него и «хофнера» нечто басообразное (у «орфея» всё же был анкер, а куда ставят порожек я уже знал :) или под Сашиным руководством делать в его мастерской «кашу из топора», точнее гитару из грифа. В тот момент я и примерно не мог предположить, что этот выбор может сильно изменить мою жизнь. Я выбрал музимовский гриф и не жалею. В итоге, при мастерской я остался на несколько лет, хотя при этом формально учился, писал диплом, а потом работал на разных работах: и научным сотрудником, и менеджером и даже «зоотехником по работе с компьютерными базами данных» :), но два-три вечера в неделю и выходные я обычно проводил с рубанками, стамесками, лаками, паяльником и т.п. в обществе Саши и подобных мне энтузиастов. Сначала мастерская находилась в «домике Палласа» а потом в подвалах «Воронцовского дворца» (не того который в Алупке, а Симферопольского). Атмосфера, царившая в мастерской, через которую проходили почти все крымские гитаристы со своими большими и малыми нуждами, святые отцы с неуёмными барочными фантазиями и "новые русские" с труднопереносимыми дешевыми понтами заслуживает отдельного рассказа. Первое время я действительно мучил гриф: приделывал ему новую голову, клеил канты, стёсывал лишние сантиметры добротного немецкого бука, потом начал постепенно всё больше заниматься мебельно-церковными проектами, потом помогать в гитарных, и гриф, обросший к тому времени ещё и корпусом, был оставлен в покое. Со временем (под видом оплаты одного проекта:)), мне перепала Сашина безладовка, в изготовлении которой я тоже принимал посильное участие (хотя и не сначала), и надобность в любом другом инструменте у меня вообще надолго отпала. Но, в редкие периоды затишья, гриф с корпусом таки обросли советскими колками с самодельными втулками, самодельной машинкой и самодельным звукоснимателем системы сингл. Еще через некоторое время басок был даже загрунтован под покраску, но тут нашелся временно "безлошадный" знакомый басист и выпросил басок на недельку "занять руки". Вернулся басок примерно через полтора года совершенно от другого человека, к которому попал от совершенно третьего, и это был не возврат инструмента мне, а принесение его мне в ремонт. К тому моменту последние следы грунтовки с инструмента были благополучно стёрты, инструмент был весьма покоцан и местами до черноты засален. Выписав "люлей" всем троим "транзитным владельцам" (более всего, конечно, досталось последнему, как попавшему под горячую руку) я перешкурил басок и загрунтовал его по новой. По уже сложившейся традиции басок перед покраской опять оказался отложен на неопределённое время. Но не прошло и пары месяцев, как нашёлся очередной знакомый басист без инструмента и я снова наступил на те же грабли:). В это время мне представился случай съездить на недельку в столицу нашей Советской Родины - Москву. Когда через почти два года я оттуда вернулся (ну личные дела задержали, бывает) басок всё еще был у того же человека, которому был оставлен, но состояние его не сильно отличалось от того, в котором бас вернулся ко мне в первый раз. Последовало третье перешкуривание, умудрённый предыдущими опытами грунтовать я ничего не стал, и отнес басок Саше на перекраску. К тому времени Саша уже расстался с "Крымреставрацией" и работал дома, летом в маленьком дворике - зимой в крошечной комнатёнке. Дабы не нарушать традиций, басок опять был убран в дальний угол. А через несколько месяцев Саши не стало.
Примерно год после этого бас валялся дома по углам и, наконец, был без всякой грунтовки и покраски покрыт лаком и сознательно оставлен в том состоянии, в котором задумывался примерно за 10 лет до этого: в состоянии, скорее "самопала" чем "мастерового инструмента".

Очень компактный басок, короче большинства гитар, короткомензурный. Гриф из трёх частей бука, накладка - палисандр, фанеровка головы грифа - красное дерево. Дека из цельного куска ясеня. Гриф вклеен на "ласточкин хвост" Сходство с басами Musikman не плагиат, а следствие суровой постсоветской действительности. Колок под первую струну перенесён на нижнюю часть головы и спущен для того, что бы была возможность вместо первой басовой струны (когда порвётся) пользовать более короткую шестую гитарную до покупки нового комплекта струн. Звукосниматель (в окончательном варианте самодельный ширококатушечный "хамканцелер") один - ибо хоть сколько-нибудь приличного второго в момент "закладки" инструмента не было. Всё кроме колков, шурупов, радиодеталей и "крутилок" сделано кустарным способом из подручных материалов.
Звук благодаря ясеню очень звонкий, вклеенный гриф даёт хороший сустейн.

 

Используются технологии uCoz