|
Всем, кто начинал играть в восьмидесятых - начале девяностых обычно
знаком этот замечательный предмет. Заполучить настоящую (пусть даже и
совковую) электрогитару в это время было не просто. То, что стояло в магазинах
- стоило неподъемных денег, купить приличный или дешёвый инструмент с
рук было не всегда возможно, а "играть на электричестве" хотелось.
И тут на выручку зачастую приходил именно этот простой, с минимумом эксплуатационных
проблем, навесной звукосниматель. Стоил он всего 9 рублей, а делать с
ним можно было просто всё что угодно... ну почти всё... на некоторых экземплярах
встречалось таки предостережение "в осветительную сеть не включать".
Замечательные отгибающиеся ножки легко удерживали звукосниматель в розетке
"шиховки", но зачастую, датчик монтировали и на деку. И не ограничивались
простым прямым выходом на гнездо для пятиногого штекера, а паяли внутри
гитары (объем позволял помещать туда даже небольшие ламповые усилители),
серьёзные выходные каскады с гроздьями конденсаторов и резисторов. Но
датчик, несмотря ни на совершенно непригодное для крепления место, ни
на колоссальное сопротивление навешанных на него радиодеталей, упорно
продолжал генерировать сигнал, совершенно честный сигнал. На шиховке он
звучал как шиховка, на львовской гитаре - как львовская гитара, на ужасных
досковых самоделках - как ужасная досковая самоделка (кстати, на ранних
электрогитарах "Элгава" московской экспериментальной фабрики
баянов им. СОВЕТСКОЙ АРМИИ тоже звучал именно он). А еще было такое изделие
как "темброблок". Уже два девятирублёвых датчика объединяли
на одной пластмассовой пластине, на которой располагалось некоторое количество
потенциометров и сопротивлений, и уже вся эта пластина могла крепиться
на верхнюю деку акустической гитары. Стоило такое счастье уже почти сорок
рублей.
Как многое (не всё) сделанное в Стране советов, датчик был предельно честен,
как честен был, вероятно, его создатель - простой честный советский радиоинженер,
получивший от начальства честные исходные данные относительно диапазона
звучания гитары, примерной амплитуды колебания струны и примерного расстояния
от струн до деки на советских гитарах, и сумевший решить эту задачку с
тремя известными, наиболее оптимальным для производства способом. В то
время как заграничные корпорации работали над мерзкими лживыми датчиками,
призванным максимально льстить исполнителю, всячески скрадывая возможные
дефекты исполнения навроде свиста струн под пальцами и дребезга недоприжатой
струны к ладу, бились над оптимальными характеристиками резонансного пика
звукоснимателя для различных музыкальных направлений (вот ведь извращенцы!!!!
повбывавбы!!!) и т.п., наши люди уже выдавали десятками тысяч на прилавки
музыкальных магазинов звукосниматель с почти линейными частотными характеристиками.
И правильно - сам гитарист залажал - пускай сам краснеет!!! Жужжат в процессе
игры колки - пускай ухаживает за инструментом!!!! А если он не догадался
самостоятельно забить на свои места порожки - ну дык такому и вообще на
гитаре играть нечего!!! тем более звукосниматель на неё вешать!!!!
А ещё сигнал с этого звукоснимателя отправлялся обычно в советский усилитель
с не менее честными и линейными частотными характеристиками... впрочем,
это уже совсем другая сказка...
А что ещё можно добавить про нашего героя? Основа из трансформаторной
стали, великолепная крышечка из чёрной пластмассы, декоративная пластинка
из тисненого алюминия и не менее алюминиевая экранная пластинка - это
всё только оболочка. А внутри!!!! Внутри изумительный АЛНИКОвый магнит
смелой ромбической формы, а на него намотано несколько тысяч витков четвёрошной
проволочки, да так что суммарное сопротивление катушки не менее 7,89кОм,
но и не более 8,20кОм. С чем связан такой разброс?... Вероятно всё-таки
советские рабочие, наматывающие катушку, были настроены более романтично,
чем советские инженеры, и пытались каждому звукоснимателю подарить его
уникальный и неповторимый голос. А еще возможно, что им помогали рабочие
изготавливающие проволоку. Они как могли, старались разнообразить её скучное
одинаковое сечение. Кто теперь знает ответ на этот вопрос.....
Ну, как бы там ни было, а звукосниматель прочно вошел в историю советских
музинструментов и советского массового увлечения электрогитарной самодеятельностью.
Как сейчас вспоминаю своего однокурсника Валентина, пытающегося уже в
не таком далёком 1993 году перегрузить сигналом с такого датчика, прибитого
гвоздями на черниговскую гитару усилитель проигрывателя системы "аккорд"...
Душераздирающее было зрелище....
|