"Аэлита" из Борисова. (АРТ 230 БЛ)
|
При
первом же взгляде на форму инструмента у любого, кто знаком с советскими гитарками
начинают возникать смутные ассоциации с какой-то другой советской гитарой.
При взгляде на расположение звукоснимателей и клавиш их включения и включения
фильтров, а так же крутилок темброблока, смутные ассоциации обычно оформляются
в восклицание: «Дык, зачем же так «Аэлиту» изуродовали!!!». Но при детальном
осмотре гитары приходит понимание что это инструмент вполне заводской сборки
и покраски, а не модернизация «Аэлиты» безрукими пионерами.
На самом деле, это забавная гитарка легендарного Белорусского "секретного"
завода из города Борисова. Название, как и у всех изделий, закодировано: "
Электрогитара соло-ритм модель артикул 230 БЛ" (понимаю что «БЛ» в наше
время звучит двусмысленно, но «из песни слова…»). Вообще Борисовский завод
был весьма скромен и на свою продукцию наносил названия моделей именно в таком
формате:
На
некплейте - «АРТ … БЛ, Ц … РУБ» , и на бумажке наклеенной на панельку « Устройство
управления электрогитарой (ритм-соло) (варианты:«ритм», «соло», «бас»)…» так
же, на бумажке часто присутствует дата изготовления. В паспорте обычно дублировалась
эта же информация с добавлением картинок и неизменной рекомендации «…в осветительную
сеть не включать…». Звучного или романтичного имени своим моделям белорусы
не давали. Исключение составляют несколько моделей инструментов с активной
электронной начинкой, у них к артикулу и типу добавлено слово «Форманта» на
голове грифа и в паспорте, как название гитары, вероятно в честь производителя
электроники. К слову, - более гадких чем «Форманты» микшерских пультов и примочек,
сделанных в заводских условиях я пока не видел .
Белорусские гитары не отличались особенной изысканностью
форм или изяществом. Главным их отличительным признаком является буковый гриф
прямоугольного сечения с незначительно закруглёнными с задней стороны углами.
Закругление углов запросто могло заканчиваться в р-не 12го лада, и дальше
гриф мог быть просто откровенно прямоугольным. Гриф (кроме накладки) был сделан
из единого куска бука, что объясняет отсутствие наклона «головы» и её незначительные
размеры и скромную форму. Накладка обычно делалась из трудно определяемых
пород плодовых деревьев. Не смотря на немалую толщину, гриф обычно прогибался.
Анкер был крайне неудобен (с гайкой под плоскую отвёртку) и работал не всегда.
Дека тоже была делана добротной, массивной и неудобной. Никаких анатомических
вырезов и скосов не было. Внутри - клееный из кусков деревянный щит, обклеенный
двумя кусками фанеры. Деревянная часть АРТ 230 БЛ сделана в строгом соответствии
с этими принципами. И если «анфас» сходство с «Аэлитой» полное, то при ближайшем
рассмотрении ясно, что «Аэлиту» использовали всего лишь как шаблон для ленточной
пилы, и дальше на неё не смотрели :).
Гитара крашена, кажется, полиэфирным лаком, по крайней мере, ни растворители,
ни большая часть смывок растворить такое покрытие не могут. Возможно, инструмент
предназначался для использования в условиях химической или ядерной войны.
Гриф ярко чёрный, дека имеет трёхцветный бёрст, причём самый тёмный цвет находится
только на торцах, почти не заходя на плоскости.
С
электроникой ситуация близкая. Схема вполне соответствует схеме «Аэлиты»,
но местами использованы другие детали (скажем, сильно щёлкающие огромные переключатели,
керамические конденсаторы и т.п.). Культура сборки увы, несколько уступает
Ростовской.
Звукосниматели,
вероятно, деланы тоже белорусами. В каждой коробочке лежит весьма кривая катушка,
с сопротивлением чуть больше трёх кОм (это при аэлитовской то схеме с таким
количеством фильтров !!!!!) и несколько как попало нарезанных кусочков ферритового
магнита.
Особенно
радует у этой гитары порожек – действительно настоящий винтаж по-советски:
кленовая основа с параллельными пропилами, в которых переставляются маленькие
кусочки порожков. Конечно многие известные фирмы (скажем Хоффнер) еще в шестидесятых
не брезговали подобным, но конкретно эта гитара сделана в 1980м годе!!!
Кроме того, как и всякая работа, требующая хоть какой-то точности, порожек
белорусам удался не совсем. Шутка ли, аж четыре пропила, которые необходимо
сделать одинаковыми по глубине, да ещё и параллельными!!!!
Сложно сказать, почему белорусы производили такую неудачную копию с заведомо
упрощёнными по отношению к оригиналу частями в те годы, когда и оригинал то
уже слегка «морально устарел», СССР – страна загадок.