Ария
|
||
|
"Когда гитару оснастили электроникой, родился новый инструмент, которому еще не придумали собственного названия. По инерции его пока продолжают называть гитарой, хотя он уже не имеет с нею почти ничего общего." С. Газарян "В мире музыкальных инструментов" М. "ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1989г. ..." Сегодня мы предлагаем на ваш суд электрогитару, сделанную москвичом Анатолием Ратмировичем Турахиным. Она мало чем уступает зарубежным образцам - так считают музыканты-профессионалы вокально-инструментальных ансамблей "Самоцветы", "Москвички", "Ровесники"...., Именно так писало приложение к "Юному технику", а затем вторил ему журнал "Радио" в однотысяча девятьсот затёртом году...хотя я уже не помню точно кто кому вторил....ну это не важно. Важно, что легендарный текст дожил до наших дней. И не только текст!!!! Не поручусь, что это чудо-изделие побывало в руках "Самоцветов" и даже что оно вышло из рук А. Турахина. Скорее всего, авторы изделия - безвестный юный техник, возбуждённый статьёй тов. Турахина, и папа его - простой советский токарь. Но не это важно - важно, что до наших дней дожил представитель семейства гитар произведённый в лучших традициях "теории акустической нейтральности электромузыкального инструмента"... Была такая... вероятно возникла по недомыслию первых наблюдателей (точно не создателей) инструментов с цельнодеревянной декой. Ну и посейчас многие считают, что для инструмента с катушечным звукоснимателем принципиально важны характеристики оного снимателя и вибрирующей над ним струны, а остальное на звук не влияет (ибо дерево и пластмасса есть диэлектрики :-) или влияет негативно. Благодаря "теории..." на свет появилось великое множество цельнометаллических, пластиковых, деревянных, и даже картонных уродцев(и ныне, кстати, некоторые гитарные фирмы Поднебесной производят деки из "макухи") , всех форм цветов и размеров. Кто-то из них остался в истории, но основная масса к счастью забыта. Так вот, на некоторых инструментах повторявших форму вполне нормальных электрик-акустиков сороковых-пятидесятых, но с уменьшенным корпусом, для достижения пресловутой "акустической нейтральности" между деками размещали несколько слоёв фанеры, иногда даже вперемешку с войлоком и "заякоревали" в эту акустически нейтральную массу верхнюю деку с помощью забитых в нее деревянных чопиков. Отчасти это было вызвано и тем, что "нормальные электрик-акустики" (archtop) вблизи хорошей колонки могли легко "завестись" на второй-третьей струне и, воизбежание такой ситуации, любители поиграть на легком перегрузе с 50х набивали их корпуса тряпками (осознавая, однако, что жертвуют и атакой и сустейном). Но вернемся к основной идее инструмента... те, кто невнимательно ознакомился с текстом, вероятно, подумали "..аааа, советский "леспол"" и гнусно захихикали. Как бы не так!!!! "....Как известно, акустическая гитара с полым корпусом, оснащенная звукоснимателем, дает сильный, но быстрозатухающий звук, содержащий мало гармоник высоких частот. А это значит, что такой звук трудно обработать дополнительными эффектами, например преобразователем спектра. Электрогитара-"доска", сделанная из цельной деревянной заготовки, дает ровный "холодный" звук, без естественной тембровой окраски, который также трудно оживить. Корпус гитары "Ария" лишен этих недостатков потому, что имеет две деки: толстую нижнюю и тонкую верхнюю (см. рисунок). Инструмент с таким корпусом имеет естественную окраску звука, продолжительное звучание струны, содержащее много высоких гармоник...." В теории всё красиво, действительно есть в природе такие гитары и, как правило, довольно дорогие. Верхняя дека толщиной около сантиметра приклеивается (или даже привинчивается) по краю к нижней, обычно более толстой. Иногда имеется и обечайка, иногда даже фанерная, но слои её обязательно перпендикулярны декам. Классифицируют их как "semiacoustic" гитары. Но посмотрим, как автор воплощает чудо-идею - "... нижнюю деку от верхней отделяют обод и распорки. Обод шириной 10-12 мм вырежте из фанеры толщиной 8 мм. Распорки изготовьте из кленовых или березовых дощечек, волокна которых располагаются вдоль их длины. Готовые обод и распорки приклейте эпоксидной смолой к нижней деке. Распорки должны слегка - на 1.5-2 мм - возвышаться над ободом (в результате после сборки корпуса верхняя дека станет немного выпуклой). Для верхней деки подберите качественную трехслойную буковую или березовую фанеру..." Вот и всё "чудо изобретение" ... Возьмите кусок отборной берёзовой фанеры, приклейте её на круг девятислойной фанеры и подоприте снизу берёзовыми чопиками... акустические свойства этого творения вполне можно оценить даже проведя опыт умозрительно:))) Представленный здесь инструмент принадлежит моему приятелю Максиму Боровскому, как-то он попросил "сделать с гитарой что-нибудь такое, чтобы её потом можно было продать". Гитара выглядела как обычный леспол-самопал, верхняя дека была из клена, нижняя из "мохогони", гриф был взят с музимы record. Собрано всё было ужасно, но при умелом использовании стамесок, шпаклевки и радикально-чёрной краски проблема, в том виде, в котором её сформулировал Макс, казалась вполне разрешимой. Казалась... пока я не включил этот инструмент и не дернул струну.... То, что я услышал, до дикости напоминало звук акустического инструмента, скомпилированного нами как-то по пьянке в общежитии СГУ из грифа от "трёхрублевки" и небольшого посылочного ящика. Ну тогда душа просила песни, а в гитару накануне кто-то сел, вот и управились мы с проблемой минут за пятнадцать... А здесь на лицо был многонедельный упорный труд.... Том Вейтс отдал бы конечно за этот "леспол" любые деньги даже в таком виде, но более реального кандидата я себе представить не мог, как не мог и понять причин ТАКОГО звучания. Аккуратнейшим образом приступил я к снятию лака, но лак оказался советским паркетным полиэфирным.....Пришлось густо намазать его хорошей смывкой и тут, к моему удивлению, верхняя дека без малейших усилий отделилась от нижней, и открылся нехитрый внутренний мир инструмента со всеми его распорочками и ободом из девятислойной фанеры....."О сколько нам открытий чудных...." P.S. Если Вы прочитали эту статью - пожалуйста, не пытайтесь дома воплотить в материал то, что в ней описывается (конечно, если Вы не Том Вейтс).
|
|
|
||
|